TreTredici.ACMilanFan.ru - О Мальдини и Несте по-русски
Паоло
Паоло
 
Главная Статьи
Новости Оффсайд
Паоло О нас
Сандро Перлы
Галереи Гостевая

С Т А Т Ь И
Итальянская защита
- Для многих команд противодействие атакам противника есть тяжелая и нудная обязанность. В Италии оборона - это искусство, творимое вдохновенными художниками.

Primo non prenderle. В вольном переводе эта итальянская пословица означает "Главное и основное – не дай им подойти к себе". Эта старая фраза стала неотъемлемой частью итальянского футбола с того момента, как в этой стране появилась игра в мяч. Для всех любителей этой игры итальянский футбол уже более чем столетие означает футбол, с минимальным
риском, постановка во главу угла безопасность собственных ворот. Однако, это только одна сторона истории.

Итальянский футбол за эти годы прошел сквозь изменение правил игры, иностранное влияние, тактические изыскания, смену приоритетов, когда догмы оказывались заблуждениями, ведущими к отсталости от тенденций мирового футбола. Сама философия итальянского футбола имеет множество интерпретаций. Одни говорят, что итальянский футбол – это оборонительная модель, когда команда запирается на своей половине поля и ставит своей целью вынести мяч как можно дальше из опасной зоны. Другие говорят, что итальянский футбол ставит целью построение солидной бетонной обороны, ставящей целью выжать соперника как можно дальше от своих ворот и далее, используя появляющиеся свободные зоны, проводит организованные и агрессивные контратаки.

Так или иначе, не будет ошибкой сказать, что итальянцы имеют склонность к защите, потому, что, в первую очередь, они это умеют лучше всего. Сквозь всю историю итальянского футбола проходит красная нить, связывающая основного защитника Милана Алессандро Несту с Ренцо Де Векки, который дебютировал в Италии в 1910 году. Центральный защитник Интера Фабио Каннаваро полагает, что: "..защита – это самая важная часть футбола". Ему вторит Неста: "Это абсолютно потрясающее удовольствие – выключить опасного форварда из игры, не используя грубые методы. Это дает мне огромный импульс и удовлетворение". Даже нападающий "Newcastle United" Алана Ширер является фанатом итальянцев: "Итальянцы воспитывают своих защитников с самых юных лет. Их оборона – это искусство. Они – лучшие". Несомненно, итальянская защита – это искусство, достойное восхищения. "У нас есть традиция уважения искусства защиты, которую имеют не все нации", - утверждает Невио Скала, тренер, который выиграл несколько европейских трофеев будучи тренером "Пармы", после чего тренировавший дортмундскую "Боруссию", "Бешикташ", донецкий "Шахтер" и московский "Спартак", - В Италии не все пацаны мечтают стать бомбардирами. Многие из них даже в юном возрасте хотят быть защитниками. Когда я был пацаном, они хотели быть сначала Армандо Пикки, потом Антонио Кабрини, далее Франко Барези, и в нынешнее время их кумиром является Алессандро Неста. В Италии всегда были защитники, которые были образцом для подражания".

Возможно именно поэтому в Италии никогда не было дефицита в хороших защитниках, которые преодолели трансферную сумму в 10 млн. фунтов ($14 млн.): от Япа Стама до Алессандро Несты, от Вальтера Самуэля до Фабио Каннаваро. Помимо "Манчестер Юнайтед", который купил Стама и Рио Фердинанда, ни один другой клуб какой-либо европейской лиги не инвестировал столько денег в защитников, как это широко распространено в Италии.

В этом отношении не меньшее значение имеет тренировочный процесс. Итальянцы уделяют тактическому аспекту игры больше внимания, чем какая-либо другая нация в Европе. Многие футболисты играют в своих клубах, начиная с юных лет, что позволяет обспечить преемственность, наличие игровой дисциплины и лучшее понимание требований тренера.

Полностью необычные и новые ситуации на футбольном поле также редки, как и немодно одетая женщина на миланской Via della Spiga. Независимо от ситуации на поле легче играть, имея на руках четкий оборонительный план. Именно поэтому итальянские клубы тратят столько времени и усилий на отработку и моделирование определённых сценариев развития игры.

"Мы тратим много времени на тренировку и отработку действий в типичных игровых ситуациях, возникающих на поле", -говорит Скала, - Наших защитников редко можно застать врасплох, они прекрасно знают свои тактические действия и обязанности, потому что неоднократно практиковались с такими ситуациями на тренировках. Тренируя за границей, я часто сталкивался с беспорядками в защите, когда команды тратят меньше времени на отработку оборонительных аспектов игры. Четверка или пятерка защитников часто оставлялась в одиночестве, не было никаких идей насчет порядка действий в определенных ситуациях".

Эта точка зрения находит отклик в словах шотландского нападающего Джо Джордана, который играл в "Милане" и "Вероне": "Итальянский защитник гордится обязанностями, возложенными на него. Он прекрасно знает, что от него ожидает тренер и партнеры по обороне. Он знает назубок как свою личную задачу, так и обязанности коллективного плана. Он всегда готов учиться и улучшать те качества, которые ему необходимы, он прекрасно знает, что главное в обороне. И, что важно, эти знания он приобрел с самых юных лет. Каждый пропущенный от оппонента гол он рассматривают как личную обиду".

Несомненно, гордость – это большое дело, но не всегда это хорошо для команды. Если в Голландии или Испании команда выигрывает со счетом 3-2, главное внимание прессы и болельщиков обращено на игроков, забивших голы. В Италии главное внимание общественности обращено на защитников, которые были виновны в пропущенных голах. Такой подход порождает у защитников боязнь ошибиться и провоцирует очень осторожное отношение к игре. Справедливости ради нужно заметить, что Италия заплатила дорогой ценой за такую философию игры. Поведя в счете 1-0, они, вместо того, чтобы развить успех и добить оппонента, отходили к своим воротам и терпели неудачу в полуфинале ЧМ-90 против Аргентины и против Франции в финале Евро-2000.

В первом случае они повели в счете после гола Сальваторе Скилаччи, потом пропустили в конце игры гол, забитый Клаудио Каниджей и проиграли по пенальти. На Евро-2000 Марко Дельвеккьо открыл счет, а Вильторд и Трезеге со своим золотым голом принесли французам титул чемпионов Европы...

Мы никогда не узнаем, что было бы, если б итальянцы не прижались к своим воротам, а продолжали атаковать. Однако, до сего времени Адзелио Вичини (тренер Италии в 90х) подтверждает приверженность тому стилю, утверждая, что причиной гола Каниджи была редкая ошибка голкипера Вальтера Дзенги и очень удачная игра самого Каниджи, который забил нелепый гол затылком. И ведь если бы Трезеге не забил гол на последней минуте на ЧЕ-2000, апологеты итальянского стиля вполне могли утверждать, что их план на игру сработал.

Совершенно определенно можно сказать, что результаты итальянцев в международных соревнованиях опровергают точку зрения, что стиль их игры малопродуктивен. С 1980 года сборная Италии проиграла в основное время в матчах на вылет только две игры – против Франции на ЧМ-86 году и против СССР в полуфинале ЧЕ-88.

Несмотря на то, что в футболе за последние сто лет менялись правила игры, итальянцы всегда делали акцент на организованную оборону.

Джо Джордан: "Много правил появилось за последние 20 лет, начиная с запрещения паса назад вратарю, заканчивая запрещением подката сзади. Все эти изменения были на руку нападающим. Для защитников становилось все труднее и трудннее обороняться: они должны были принимать решения за более короткий промежуток времени. Итальянские игроки лучше и быстрее адаптировались к новым правилам".

Защитники, лишённые удобной возможности пасовать мяч назад вратарю, обязаны были находить какие-то другие пути для выхода из игровых ситуаций. Для итальянских же защитников это изменение в правилах оказалось даже выгодным, поскольку они были выучены с юных лет играть в более творческой манере. Столь же безболезненно и быстро итальянские защитники перешли от персональной опеки к зонной игре. Зонная игра требует от игроков обороны большей мобильности и сообразительности. Зонная игра предполагает более коллективный стиль, и в этом отношении традиционная итальянская тяга к тактической дисциплине была полезным помощником.

Немаловажным фактором стало то, что итальянцы очень быстро вбирали в себя все новые достижения в технике тренировок и физической подготовки игроков. Первые специализированные тренеры по физической подготовке (главным образом пришедшие из легкой атлетики) появились в Италии где-то в середине 80-х годов. В те времена физическая подготовка большинства иностранных клубов состояла из пары кругов по стадиону перед основной тренировкой. Новый научный подход к организации тренировок привел к важнейшим изменениям в игре итальянских клубов. Клубы от более медленного стиля каттеначио перешли к более физически активному и требующему большей организованности прессингующему стилю, когда команда соперника попадает под прессинг по всему полю. Такой новый подход к игре требовал наличия очень атлетичных центральных защитников.

"Работа с футболистами в хорошо организованном и структурированном стиле с самых юных лет помогла нам оптимизировать и максимизировать их атлетический потенциал", - говорит Скала, - Еще совсем недавно защитники могли быть или высокими и медленными, или низкорослыми и быстрыми. Однако в Италии мы умудрились произвести на свет божий таких игроков как Неста, Паоло Мальдини и Чиро Феррара, которые одинаково высокорослы и обладают хорошими скоростными качествами. Причем они способны не только на рывок на несколько метров, но и способны не терять скорости, пробежав всю длину поля. Невозможно сделать маленького игрока высоким, однако упорными тренировками вполне можно улучшить его скорость и выносливость игрока". Каннаваро, предметом для подражания которого был Феррара, прекрасный тому пример: имея только 176 см в росте, он навряд ли стал бы центральным защитником в Англии, однако компенсировал недостаток в росте упорными тренировками верхней части своего тела и рук. Как говорит сам Каннаваро, защитник должен иметь сильные руки, поскольку большую часть времени он прикасается ими к нападающему.

В такой обстановке всеобщего почитания защитников детским тренерам очень легко ставить мальчиков на эту позицию, не встречая никаких возражений. Если бы Мальдини или Неста с их размерами, ростом и умениями родились в Англии или Германии, они вполне могли стать нападающими. Например, скаут из Рима Вольфанго Патарка - человек, который открыл для Италии Несту и Паоло ди Канио, - вспоминал, что Неста в возрасте 10 лет был лучшим игроком на поле: "В том возрасте Неста играл на позиции полузащитника, создавая массу возможностей для своих нападающих. Если бы он играл в нападении, то, не сомневаюсь, он бы был лучшим бомбардиром. Однако мы поняли уже тогда, что его будущее – быть центральным защитником. Возможно, в другой стране он бы мог стать лучшим бомбардиром".

Еще больший прорыв от внедрения новых достижений атлетической подготовки был тактическим. "Милан" 80-х годов под управлением Ариго Сакки стал плодом не только артистизма и мастерства Рууда Гуллита и Марко Ван Бастена, но и легендарного итальянского гуру в области физической подготовки Винченцо Пинколини. Сакки перешёл от популярной тогда системы с последним защитником и двумя персональщиками к агрессивной 4-4-2, которая начинала прессинг соперника в тот момент, когда "Милан" терял мяч. Нападающие стали первой линией обороны команды. Четвёрка защитников, выдвигаясь вперед, пыталась выжать игроков соперника как можно дальше от своих ворот, вплоть до того, что расстояние между защитниками и нападающими "Милана" редко превышало 14-19 метров. Такой стиль был весьма рискованным, требующим отличной физической подготовки от игроков. Тем не менее, Сакки успешно преодолел все трудности, главным образом из-за того, что у него были такие полузащитники, как Франк Райкаард и Карло Анчелотти, которые совмещали в себе прекрасную физику и способность к точному и быстрому пасу, а так же четверка защитников, руководимая несравненным Франко Барези, физически и тактически безупречным защитником.

Высокоэнергичный "Ювентус" Марчелло Липпи середины 90-х годов был построен по той же схеме, но являл собой более типичный продукт итальянского эпоса. Игра его команды была также построена на быстрой и мобильной защите, которая выдавливала игру как можно дальше от своих ворот. Разница была в контроле над мячом. В то время как "Милан", контрлируя мяч пытался комбинационно развить атаку, подопечные Липпи доставляли мяч вперед настолько быстро, насколько это было возможно. Отголосок старого доброго контратакующего стиля каттеначио. До сих пор этот стиль присущ "Ювентусу" – в прошлом сезоне командой с игры было забито более половины голов в течении 30 секунд после отбора мяча у соперника на своей половине поля!

Другими словами, это означает, что фундаментальная приверженность итальянцев к своему стилю остается актуальной, несмотря на большие изменения, произошедшие как в футбольных правилах, так и в самой игре в футбол. Главное, что остаётся незыблемым – организация и тактическая дисциплина итальянских команд. Хотя некоторые изменения и имеют место – это можно прекрасно видеть на примере разных стилей игры итальянских участников еврокубков. "Ювентус", например, остался поборником прессингующей игры с высоким темпом, хотя в настоящее время они часто меняют схему на 4-2-3-1, как например в игре с "Депортиво".

"Интер" в данный момент находится на распутье, переживая переходный период от 4-4-2 Эктора Купера к 3-4-3, которую пытается адаптировать в команде Альберто Дзаккерони. Подобно "Ювентусу" "Интер" использует прессинг в центре поля, однако основные события по организации атак происходят больше в центре поля, в отличие от "Ювентуса", который сильно нагружает фланги.

Если вернуться к стереотипам, то "Милан" можно назвать самой неитальянской командой. "Милан" использует долгий контроль мяча, используя лучшие творческие качества каждого игрока, например, Андреа Пирло (который обычно играет на позиции оттянутого в глубь поля плеймейкера – эта позиция практически исчезла из современного футбола), Кларенса Зеедорфа и Мануэля Руи Кошты (плюс подающий надежды Кака). Это яркий, атакующий футбол, основанный на выдающихся качествах игроков полузащиты, которые очень редко теряют мяч.

И наконец, "Лацио", являющийся чем-то вроде гибрида вышеперечисленных команд. Роберто Манчини использует систему 4-4-2, в которой играют великолепные игроки, как в защите (Синиша Михайлович, Джузеппе Фавалли, Массимо Оддо), так и в полузащите (Деметрио Альбертини, Стевано Фьоре, Деян Станкович). Система 4-4-2 дает возможность команде реализовать игру, основанную на контроле мяча, в то же время наличие такого форварда-цели как Бернардо Корради означает, что "Лацио" может использовать и более прямолинейную игру, базирующуюся на длинных диагональных передачах на габаритного форварда в случае необходимости.

Критики могут спорить о том, что "Милан" показывает не настолько яркую игру, как, например, Барселона сремен Йохана Кройфа, или нынешний "Реал" (Мадрид), однако нужно заметить, что немногие могут достичь такого. Когда у тебя стоит задача выиграть и в твоём распоряжении нет мегазвёзд, остается небольшой выбор в стиле и способе игры.

В конечном счёте, каждая команда определяет для себя главный вопрос – играть ли футбол основанный на контроле мяча или отдать сопернику инициативу и играть на контратаках. Что лучше и красивее? Быть более терпеливым, подолгу владеть мячом, искать свободные зоны зная, что пока мяч у тебя, ты не пропустишь гол? Или лучше атаковать как можно быстрее, сразу после того, как мяч отобран у соперника, не боясь его потерять, потому что ты знаешь - ты настолько хорош в обороне, что отберешь мяч у соперника очень быстро?

Если вы выбираете первое – можете считать себя полноправным членом испанского или голландского клуба поклонников школы постоянного владения мячом. Если вы выбираете второе – добро пожаловать в чудесный мир итальянской оборонительной сказки.

Голы, пропущенные представителями разных стран за всю историю Лиги чемпионов

Италия - 247 голов в 243 играх. В среднем за игру - 1.02
Англия - 247 голов в 217 играх. В среднем за игру - 1.14
Испания - 319 голов в 281 играх. В среднем за игру - 1.14
Германия - 287 голов в 222 играх. В среднем за игру - 1.29
Франция - 206 голов в 160 играх. В среднем за игру - 1.29
Голландия - 176 голов в 136 играх. В среднем за игру - 1.29

(с) Champions, February 2004. The official magazine of the UEFA Champions League.

Источник: www.e-rostov.net



Назад в Статьи

Гостевая

Сандро
Сандро
 
Rambler's Top100 Сайт об итальянском футболе Сайт болельщиков Napoli
 
Карта
rss
Карта